WordPress, WordPress шаблон, WP3.0,CSS, fancybox, Firefox, gravatar, images, javascript, jquery,фон, меню WP 3.0, навигация, облоко меток,платный премиум шаблон, русский WordPress шаблон, слайдер, слайдер случайных записей, ссылки,Twitter
Семейные ценности. Что мы о них знаем? -

Семейные ценности. Что мы о них знаем?

Автор: / Категория Новости / Комментариев: Комментарии к записи Семейные ценности. Что мы о них знаем? отключены / Метки:

Семья является одной из значимых сфер в функционировании общества, которая выполняет функции  воспроизводства населения и социализации молодого поколения. В связи с реформами, которые происходят в российском  обществе, наблюдаются динамичные изменения, трансформирующие институт семьи.

Современное состояние института семьи характеризуется размыванием системы поведенческих норм в сфере брака. Социологи утверждают, что современная семья характеризуется упадком, так как фамилизм                 (отождествление себя с семьей, преданность ей, взаимопомощь) как культурная ценность присущая традиционному обществу постепенно уступает место другим ценностям. В результате происходит деинституализация семьи.

Структурный кризис, наблюдаемый в современной семье, выражается и в том, что нуклеарная семья, которая является последним остатком традиционной расширенной семьи, разрушается. Она становится изолированной, предоставленной самой себе, в результате поколения разделяются. Прерывается преемственность поколений, что является большой потерей. Свойственную семье функцию воспитания детей и обеспечение членов семьи заботой, выполняют  другие социальные институты.Увеличивается количество разводов, растет число неполных семей и, как следствие,  увеличивается число детей, лишенных попечения родителей. Итогом структурного изменения является снижение авторитета семьи.

Как отмечают исследователи современной семьи, в сложившийся ситуации наблюдаются и позитивные тенденции — это рост благосостояния семей, равноправие полов, демократичные отношения между членами семьи. Социологи утверждают, что современная семья утрачивает постепенно свою главную функцию – воспроизводство, что неминуемо приведет к старению населения. Если процесс будет продолжаться, постиндустральное общество будет отброшено на нижние ступени экономического развития, что является угрозой существованию государства.

Со сменой экономической и политической парадигмы начиная с 90-х годов XX века в нашей стране наблюдался экономический кризис, в связи с этим стремительное снижение рождаемости. Чтобы укрепить одну из основных функции семьи — воспроизводство Правительство России принимает меры для повышения уровня рождаемости. С рождением второго и последующих детей государство субсидирует эти семьи материальной поддержкой — «материнским капиталом», бесплатным предоставлением участка земли для строительства дома. Эти государственные меры, по – видимому, простимулируют рождаемость в стране и укрепит институт семьи. По данным Госкомстата России, за 2014 г. рождаемость превысила смертность, что говорит об эффективности принятых правительством мер. Во всех ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, начиная с 2000 года, говорится о том, что успех российской политики во всех сферах тесно связан с решением острейших демографических проблем, что предполагает развитие семьи как социального института. Простимулированное политическими и социально- экономическими реформами демографическое поведение как полагают социологи, обладает  силой инерции и  не может меняться за короткий срок.

В нестабильных условиях современного социума, когда трансформируются ценности и ценностные ориентации россиян, семья остается одним из главных социальных устоев общества, важной жизненной ценностью современных россиян, более значимой, чем интересная работа, материальное благосостояние, профессиональные успехи.

Переход от традиционного к современному обществу происходит болезненно, так как меняются жизненные представления и приоритеты, доминирующие в обществе. В традиционном обществе, именно в семьезакладывались основы национальной культуры,осуществляли контроль над социальным поведением, физическим  и духовным воспроизводством. В настоящее время наблюдается трансформация традиционного института семьи.

Чтобы определить уровень трансформации современных семейно – брачных отношений в традиционном адыгском обществе авторами было проведено эмпирическое социологическое исследование в 2015году.

Опрос проводился в городе Майкопе. Объектом исследования стало население в возрасте от 18 до 30 лет этнических адыгов. Общий объем выборки составил 300 человек. (150 представителей женского  и 150 мужского пола). Такие возрастные категории были выбраны не случайно. Основной целью исследования было определение уровня рефлексии брачного выбора респондентов, выявление у молодых людей брачного возраста основополагающих ценностей и установок в вопросе брака.

В исследовании были использованы два метода: метод наблюдения и метод анкетирования. Отвечая на вопрос: «Где Вы собираетесь искать брачного партнера?» 36,3% молодых людей ответили, что предполагают встретить будущего спутника жизни в своей социальной среде, в компании друзей или в местах досуга — кафе, клубы, спортивные залы;15,5% респондентов ответили, что могут встретить и познакомиться со своим  будущим партнером на   улице, в общественном транспорте,  в магазине,  и 48.2 % респондентов ответили, что знакомятся через SMS-сообщения. В современный век развития  информационных технологий для молодежи Интернетстановится принципиально новым каналом поиска брачного партнера.

Необходимо отметить, что элемент сватовства и его разные формы, характерные для традиционного общества адыгов современный период упразднились. В приоритете взаимные чувства.Молодые теперь сами договариваются о создании семьи. На вопрос: «Входит ли в Ваши планы создание собственной семьи?» 98% респондентов ответили утвердительно, 2% — высказали нежелание. Большинство опрашиваемых (95%) указали , что период от 22 до 25 лет  является оптимальным для рождения детей.Для 5% опрошенных респондентов самый оптимальный возраст  для рождения детей от 30 лет и выше.

Ответы показывают, что в сознание адыгской молодежи проникают европейские взгляды. Возможно, молодежь сначала предпочитает самоутвердиться, сделать карьеру и только после этого создать семью.

89 % респондентов готовы жить в патриархальной семье, где главой семьи будет мужчина. 11% опрошенных респондентов собираются строить семью на основе равенства. Важно отметить, что диктаторский тип семьи, когда все члены семьи беспрекословно подчиняются одному из членов, и матриархальный тип семьи, когда главой семьи является мать,остались без поддержки респондентов. 30% молодых людей  ближайшие два три года планируют рождение ребенка,60% — не планируют,10% опрошенных затруднились ответить. При ответе на вопрос: «Какое количество детей в семье Вы считаете оптимальным?».Ответы на вопрос таковы: 60% опрошенных ответили – двое детей, 20% — один ребенок, 5% — более двух детей, 15% не задумывались над этим вопросом.

Несмотря на меры государства и Правительства Российской Федерации, направленные на стимулирование деторождения, сохраняющиеся нестабильность в экономике и страх невозможности обеспечения ребенку достойных жилищных условий, уровня жизни, образования и т. д. не стимулируют молодежь к созданию многодетных семей.

На вопрос о том, какого пола предпочтительней рождение ребенка: 50% респондентов ответили, что пол ребенка не важен, 30% респондентов желают иметь ребенка определенного пола, 20% — не задумывались над этим. Интересно отметить позицию неоднозначного отношения респондентов к самому институту родительства, для 12% молодых респондентов, создание семьи и рождение детей затрудняет их реализацию в других сферах жизни, 68% — затруднились ответить, 20% — ответили, что обязанности по воспитанию ребенка только в радость.

На вопрос: «Какие ценности для Вас самые главные в жизни?» на первое место 95% респондентов отнесли семью. На вопрос: « Будете ли Вы в своей собственной семье следовать имеющимися семейным традициям?», результаты нас приятно удивили: 70% респондентов готовы их поддержать, 27% опрашиваемых ответили, что некоторые традиции и обычаи в современный период устарели и не обязательны для их исполнения, 3% – затруднились ответить. В целом складывается мнение, что у молодых людей брачного возраста нет  чётких представлений о родительстве.

На вопрос: « Каково должно быть материальное положение Вашего будущего партнера?» 80,2% большинство представителей мужского пола ответили, что материальноеположение партнера не важно. А вот девушки большее значение придают материальному положению партнера.53,2% девушек хотят, чтобы мужчина был материально обеспечен.

На вопрос: «Какими главными качествами должен обладать будущий избранник (избранница)?», были получены следующие ответы: юноши свои представления о будущей семье ассоциируют с внешностью, целомудрием, честностью, красотой. Молодые люди в представлениях о семье позиционируют себя как абсолютного лидера,  включают  представления о себе как «настоящем мужчине».

Девушки главными качествами своего будущего избранника считают, такие как (любящий, мужественный; искренний; счастливый; обаятельный; сильный; дружелюбный).Для них характерны  романтические ожидания, которые сводятся к ожиданию мужского образа «принца на белом коне.

Социологическое исследование показало, что в сознании молодежи наблюдается совпадение доминирующих мотивов девушек и юношей, гендерных различий не выявлено.

Выделяются три мотива, которые являются достаточно универсальными для молодежи – это материальная выгода, улучшение жилищных условий, рождение детей. Все это соответствует проблеме молодежнойполитики, которую проводит государство. В нашей стране все усилия направлены на улучшение социально-демографической ситуации посредством мер в отношении молодых семей: материнский капитал, жилищные сертификаты, увеличение срока оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и др. На вопрос: «Как вы относитесь к разводам, 23 % респондентов ответили, что возможность развестись может привести к необдуманному шагу;61,6 % ответили, что относятся отрицательно. Ответы свидетельствуют о том, что в современном адыгском обществе все еще сохраняются традиционные представления о семье, несмотря на  либеральные законы о разводе;15,6 % молодых людей считают, что развод дает возможность и  свободу для личностного роста.

«Разводный бум», который наблюдается в современной России, является одной из причин  кризиса современной семьи. Этот процесс затронул и традиционную адыгскую семью. Так, в Республике Адыгея в

2014 г, было заключено 3045 браков, разводов – 1830 (справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики). По нашему мнению, на стабильность брака влияет пониженная ответственность людей, вступивших в брак, неготовность к совместной жизни. Как следствие – увеличение доли матерей-одиночек (материнство вне брака), увеличение доли семей смешанного типа, где имеются дети от повторного брака, и от первых браков каждого из супругов.

Эмансипированность женщин является тем  фактором, который способствуют разложению патриархальной семьи. В современном адыгском обществе наблюдается частичное расшатывание авторитарной власти мужчин, освященной  неписанными законами Адыгэ-хабзэ», шариата и адата. Это связано с тем, что многие женщины, зарабатывают больше, чем мужчины и, чувствуя материальную независимость, не нуждаются в муже с девиантным поведением.

Для определения отношения респондентов к повторным бракам был задан вопрос: «Считаете ли Вы повторные браки более прочными?» ответы распределились следующим образом:39,8% — люди, вступившие в брак повторно, стараются не повторять своих ошибок, 28,6 % -считают, что повторные браки чаще оказываются неудачными, 31,6 % — ответили, что все зависит от характера людей.

Методом наблюдения нам удалось выяснить, что в современном адыгском обществе — разведенная адыгская женщина или вдова очень редко повторно устраивает свой брак. Этому есть несколько причин. 58,8 % женщин были не прочь выйти замуж повторно, но не делают этого из-за переживания за судьбу своего ребенка в возможном браке, 24,8 % женщин ответили, что «вообще не хотят замуж». Причиной является занятость «хороших» мужчин брачного возраста в семьях.

Результаты исследования показали, что 16,4 % женщин,  считают, что повторные браки становятся более прочными, потому что супруги стараются не повторять своих ошибок.

Респондентам был задан вопрос: «Одобряете ли Вы гражданские браки?»64,4 % респондентов считают, что жить в гражданском браке является позорным, особенно для девушек, большая часть респондентов не приемлют гражданские браки, считая  оформление брачных отношенийсерьезным и важным шагом в жизни.

Это свидетельствует о том, что не совсем ослабли еще скрепы, удерживающие моральные ценности, существовавшие в традиционном адыгском обществе 11,2 % опрашиваемых считают, что сожительство является «нормальным» явлением в наше время; 25,4 % ответили, что «приходится мириться с этим».

В традиционном адыгском обществе вообще не существовало понятия «гражданский брак».Ответы на вопрос свидетельствуют о том, что у молодежи происходит трансформация и размывание моральных ценностей, и представлений о семье. Изменяется традиционная мораль в адыгской среде, и допускается наличие добрачного сексуального опыта женщин.В современный период существование нерегистрируемых сожительств и появление незаконнорожденных детей становится все больше.

Материалы социологического исследования  подтверждают, что современная адыгская традиционная семья является продуктом социальной эволюции. В сознании современной адыгской молодежи интегрируются ценности разного типа обществ. С одной стороны, широко распространившиеся ценности западного мира, которые эффективно усваиваются молодежью, что выливается в  изменения традиционной морали, с другой заметна серьезная тенденция разочарования в «новых» идеалах и ценностях.

 

попробуй здесь: site

Комментарии закрыты

Рекомендуем к прочтению:

Зайдите на страницу настроек, чтоб изменить текст!